Статьи

Коляски
Информация о детских колясках
Игрушки
Выбор качественных и безопасных игрушек
Детская одежда и обувь
Одежда для малышей
Автокресла
Выбор и тестирование детских автомобильных кресел
Детский спорт
Подбор спортивного инвентаря и техники занятия спортом
Детский транспорт
Различные виды детского транспорта от педальных машин до квадрациклов
Здоровье
Детские болезни, лечебные центры, ваш опыт
Мебель
Детская мебель, кроватки, парты, люльки
Психология родителей
Всё о психологии родительства.
Развитие 
Развитие ребенка, методики, пособия
Скоро в школу
Всё о школьных принадлежностях.

опубликовано 24 декабря 2009

автор – Волгина Татьяна

обсуждение статьи – комментариев нет

Последние 200 статей

Иностранный язык и дошкольники: как и когда начинать учить язык? (часть2)

(первую часть можете найти здесь)

От года до четырех, «просто английский».

 

По прочтении всего вышеописанного встает совершенно закономерный вопрос: а что, если я не хочу, чтобы мой ребенок вырос двуязычным? Я просто хочу, чтобы он начал изучать иностранный язык как можно раньше, но вовсе не обязательно делать этот язык для ребенка вторым родным. Как тогда нужно строить образование ребенка до четырех лет?

 

Ответ, как ни странно, прост и короток: никак. Если вы не хотите, чтобы ребенок вырос двуязычным, учить его языку до четырех-пяти лет не нужно. В период, когда ребенок усваивает родной язык, у него нет иных механизмов для изучения языка, кроме тех, которыми он получает родной. Поэтому язык, который дается ребенку в возрасте до четырех лет, усвоится как родной, или... не усвоится вовсе.

 

Да-да, именно так. Ребенок в этом возрасте должен впитать огромное, немыслимое количество информации - о себе и своем теле, о своей семье, об окружающем мире, о родном языке, о людях, животных, вещах, игрушках, домах, опасностях, радостях, вкусностях и полезностях - весь запас мелких повседневных знаний, которые окружают взрослого человека и которые совершенно взрослым человеком не замечаются, ребенок должен получить именно теперь, от рождения до четырех лет. Для нас, взрослых, все это само собой разумеется, а для ребенка каждая прогулка, каждый шаг - это огромные объемы новой информации. Усваивается поначалу из нее только та, которая хотя бы немножечко нужна для повседневной жизни, которая хоть как-то потом ребенком используется.

 

А как мы стали бы учить ребенка языку, если не ставить себе цели сделать этот язык вторым родным? -  Два раза в неделю, на занятиях с учительницей, учить английские стишки. Или много-много слов: это кролик, это бабочка, это собачка, а это контрабас. В результате за два года, с трех до пяти лет, ребенок выучит пятнадцать стишков. Или целый список слов - кролики, контрабасы, столы, стулья, ножи, поварежки... А когда придет время учить этот язык в школе, окажется, что часть этих слов вообще не пригодилась, часть не запомнилась, потому что он и по-русски-то не знал, что такое «контрабас», а остальные отложились где-то в глубинах подсознания, но совершенно не ассоциируются ребенком с этим конкретным языком, и на уроках их все равно приходится учить заново. А самое главное - тот же самый набор слов ребенок потом, во втором классе школы, выучил бы за одну четверть, при чем не разрозненно, а в составе предложений, вместе с грамматикой, чтением и письмом на этом языке.

 

От стишков пользы, конечно, немножко больше, чем от набора слов - стишки лучше помнятся, и, когда понадобится, ребенок, возможно, вспомнит уже не столько стишок, сколько какую-нибудь фразу из него, и эта фраза станет основой для понимания той или иной грамматической конструкции. Но нужно ли загружать этими стишками ребенка сейчас, когда он и на русском-то языке с трудом способен рассказать стишок- Куда лучше подождать пару лет, и учить те же стишки тогда, когда от этого будет больше пользы.

 

От пяти до семи: играем в язык.

 

С возрастом ребенок приобретает все больше и больше способов изучения мира, в котором его угораздило родиться: сначала он способен только смотреть и слушать, потом начинает тянуть все в рот, потом уже может сам подползти и даже подойти к интересному предмету, чтобы его изучить. Позже ребенок учится задавать вопросы, и познавать мир через ответы взрослых на них. В определенном возрасте ребенок осваивает и еще один очень важный способ изучения мира - игру.

 

Именно через игру ребенок овладевает всем тем, что он не может усвоить простым разглядыванием и расспрашиванием. Игры маленьких детей - это эдакие репетиции жизни. Складывая пирамидки и кубики, ребенок изучает физические законы вселенной, а играя в куклы и «дочки-матери» - усваивает закономерности социальных взаимоотношений, в самых шумных и беспорядочных играх дети зачастую приобретают навыки, которые позволят им потом высиживать по сорок минут за партой, слушать учителя и делать уроки: навыки произвольности и концентрации внимания. Поэтому в определенном возрасте игра для ребенка важнее, чем любая другая деятельность.

 

В пять лет ребенок еще не может сидеть неподвижно сорок минут подряд и внимательно слушать учителя. Этому ему еще предстоит научиться, и этому, а также многому другому, ребенок учится, играя в самые разнообразные игры. Игры ему сейчас интереснее всего, и именно они приносят ему больше всего пользы. Поэтому именно в игре нужно учить сейчас ребенка чему угодно - в том числе, и иностранному языку.

 

В пять-семь лет идеальным уроком английского для ребенка станет правильно построенная игра. Она должна быть интересна ребенку, ведь только на том, что интересно, ребенок может в этом возрасте подолгу задерживать внимание. Кроме того, скучных вещей в его жизни будет еще много, зачем же начинать прямо сейчас?

 

В этом возрасте так же, как и раньше, очень много вреда может причинить учитель, который сам не очень хорошо знает язык. Теперь уже нет необходимости обеспечивать ребенка полноценной языковой средой - настоящего двуязычия развить уже не получится (если только не переехать всей семьей в другую страну), а для того, чтобы заложить основы для дальнейшего изучения языка, достаточно хорошего, уверенно и правильно говорящего на языке учителя и увлекательных занятий.

 

Как раз сейчас можно разучивать стишки и песенки - из весело учить, а фразы, из которых они состоят, потом станут основой для более легкого усвоения правил, по которым они построены. Сейчас можно разучить и немножко простых фраз - «Здравствуйте» и «Как вас зовут?», «Я люблю конфеты» и «У меня есть серая кошка», Перегружать ребенка информацией и уж тем более заставлять его не стоит - в этом возрасте он все равно не выучит больше, чем способен усвоить, а вот привить ему отвращение к языку, которым заставляют заниматься вместо игр, сейчас очень легко.

 

Главной целью занятий в этом возрасте не должно быть идеальное знание языка. Стремиться в первую очередь сейчас нужно к тому, чтобы у ребенка появился интерес. В дальнейшем ему предстоит приложить много сил к тому, чтобы выучить этот язык, а сейчас нужно заложить фундамент - привить желание этим заниматься и мысль, что язык - это не только полезно, но и интересно.

 

Подытожим.

 

Для того, чтобы ребенок владел двумя языками абсолютно одинаково, он должен начать изучать оба языка одновременно - тогда, когда все дети усваивают свой родной язык. Для этого нужно создать для ребенка окружение, в котором говорили бы только на иностранном языке - отдать его в иностранный детский садик, нанять няню-иностранку или водить его как можно чаще на развивающие занятия с носителем иностранного языка. Если мы избрали для ребенка этот путь, высокий уровень знания языка нужно будет поддерживать постоянно - так же, как и на русском языке, учиться читать и писать, изучать грамматику и читать литературу.

 

Если же мы не добиваемся того, чтобы оба языка были одинаково «родными», начинать учить язык до четырех лет - рано. Первые уроки английского должны начаться для ребенка в пять-шесть лет, и они не должны быть уроками в общепринятом понимании - это должны быть игры, развлечения, стишки и песенки, ведь в этом возрасте намного важнее не дать ребенку как можно больше слов (которые он все равно забудет), а научить его любить новый для него язык. Это заложит хорошую базу для «настоящих» уроков в школьном возрасте.

 

На обоих этапах очень большое значение имеет качество преподавателя. Сейчас учитель закладывает основы и знания языка, и любви к нему, и если он не сможет показать, сколько нового и интересного таит в себе иностранный язык, или научит какой-нибудь звук произносить неправильно - учиться дальше будет намного сложнее.

 

Настоящее обучение начнется для малыша не раньше, чем он пойдет в школу - именно тогда, в семь лет, или даже немножко позже, и следует начинать «серьезные» занятия иностранным языком. А в каком классе какие занятия будут наиболее эффективными - об этом мы поговорим в следующей статье.

 

Добавить комментарий

Ваше имя *  email (не обязательно)
Сообщение * 
Антиспам *
впишите эти буквы сюда   или войдите чтобы не переписывать буквы каждый раз
  полная форма ответа

Товары для рыбалки | Спортивные товары | Товары для детей | Товары для строительства и ремонта | Мебель и элементы интерьера